Что такое акции?

Компания выпускает акции для того, чтобы привлечь дополнительный капитал в свой бизнес. Акции — это доля в компании. Чем больше у инвестора акций, тем больше возможностей оказывать влияние на судьбу компании. Кроме возможности участия в собраниях акционеров, инвестор может получать доход в виде дивидендов.

При первичном выпуске акций, полученные средства от их продажи идут напрямую в компанию. Далее инвесторы могут перепродавать, принадлежащие им акции, другим инвесторам. Цена акций может уже отличаться от той, за которую они покупали акции изначально. Это зависит от множества числа факторов, начиная от экономических показателей самой компании и заканчивая внешней политической обстановкой в мире.

Как только, компания выпускает свои акции, становится возможным легко рассчитать ее рыночную капитализацию. Для этого необходимо умножить количество выпущенных акций на их стоимость.

Существует несколько видов покупки/продажи акций: биржевые и внебиржевые. Как можно догадаться из названий, отличаются они тем, что в первом случае брокерская площадка осуществляет передачу бумаг от одного владельца другому за определенную суму, установленную рынком, во втором же случае, покупатель с продавцом договариваются о цене самостоятельно.

Рыночную цену акции определяет баланс между спросом и предложением. Если спрос превышает предложение, то акции дорожают, если наоборот — дешевеют.

Чем чаще совершаются сделки с акциями, тем ликвиднее они считаются. Считается, что чем ликвиднее акция, тем лучше для инвестора. Так как инвестор в удобный для себя момент сможет ее продать, тем самым получить деньги за продажу своего актива.

Еще одним способом привлечения средств в компанию является выпуск привилегированных акций. Такие акции дают инвестору преимущество при выплате дивидендов или при ликвидации компании, взамен этому преимуществу владельцы привилегированных акций не имеют возможности голосовать на собраниях. По закону количество привилегированных акций не может превышать 25% то всех акций компании.

Делистинг

Делистинг — это исключение ценных бумаг из оборота на бирже.

Для того, чтобы акции компании могли торговаться на бирже, компания должна удовлетворять определенным требованиям биржи. Если компании перестают удовлетворять требованиям, то акции их компаний перестают обращаться на бирже. Это называется принудительный делистинг. Причинами принудительного делистинга, например, может быть не предоставление отчетности компанией.

Помимо делистинга, по требованию регулятора, биржа может временно приостановить торги ценными бумагами на бирже, в связи с нарушением правил торгов или корпоративного управления. При приостановке торгов гораздо больше шансов того, что акции в скором времени продолжат торговаться на бирже, чем при делистинге.

Компания-эмитент может сама инициировать процедуру делистинга своих бумаг с биржи. Причинами могут быть уменьшение торгов на бирже или планируемой реорганизацией компании.

Стоит отметить, что одним из важных требований обращения бумаг на бирже является раскрытие информации: финансовой и операционной деятельности.

Для инвесторов делистинг может обернуться потерей средств в случае, если он происходит из-за банкротства компании.

В отличии от иностранных компаний, российские после объявления делистинга не становятся частными, а остаются публичными, поэтому их акции продолжают торговаться на внебиржевом рынке. Соответственно, продать такие акции возможно через вашего брокера. Помимо этой возможности существует еще возможность дождаться оферты. После объявления делистинга и до их прекращения обращения предшествует оферта, по которой желающие смогут продать свои акции по цене не ниже средневзвешенной цены торгов бумагами за последние шесть месяцев.

Дивиденды

Дивиденды — часть прибыли, которая распределяется между акционерами пропорционально их доле в бизнесе.

Компания может выплачивать дивиденды как из прибыли, так и из свободного денежного потока. Свободный денежный поток показывает сколько денег осталось у компании после всех расходов.

Размер дивидендов может определяться в процентном соотношении от прибыли или денежного потока. Иногда размер дивидендов является фиксированным.

Периодичность выплаты дивидендов определяется руководством компании.

Компании, выплачивающие дивиденды, регламентируют порядок выплат в специальном документе — дивидендная политика. Данный документ должен размещаться на сайте компании. Стоит отметить, что дивидендная политика не гарантирует выплату дивидендов, а всего лишь информирует инвесторов о таковых. Все зависит от финансовых показателей самой компании, экономической обстановки и принятым решениям руководства.

Выплата дивидендов зависит от выбранной стратегии компании. Компания может направлять прибыль не только на выплату дивидендов, но также и на погашение долга или на развитие бизнеса.

Показатели

Выручка (sales) — все деньги, которая компания получает от клиентов.

EBITDA — это прибыль до вычета налогов, процентов по кредитам и амортизации (износ оборудования).

Капитализация (market cap) — показывает сколько стоит компания на бирже, считается путем умножения стоимости одной акции на общее количество выпущенных акций.

Долг (total dept) — сумма всех кредитов и займов.

Чистый долг (net dept) — показывает, сколько останется денег, если компания потратит все имеющиеся деньги на погашение долгов.

Стоимость компании (EV) — показывает во сколько обойдется покупка компании, с учетом ее долгов и свободных денег.

P/E — отношение стоимости бизнеса к его годовой прибыли, показывает за сколько лет бизнес окупит свою капитализацию. Принято считать, как отношение стоимости одной акции на годовую прибыль, полученную на одну акцию. Для российского рынка приемлемый показатель считается до 13, для американского до 30.

EPS — показывает, сколько чистой прибыли приходится на одну акцию.

P/S — делим стоимость акции на годовую выручку, которая приходится на одну акцию. Для российского рынка стабильный показатель меньше 2, для американского меньше 4.

P/BV — показывает, сколько имущества компании приходится на одну акцию. Если значение меньше 1, значит, компания недооценена. Средний показатель для широкого рынка — 3, для банков −1,3.

P/CF — показывает, как много денег приходит и уходит со счетов компании. Считается, как отношение стоимости акции на операционный денежный поток на одну акцию. Хороший показатель от 0 до 20, если выше — компания переоценена.

EV/EBITDA — позволяет сравнивать компании с разной налоговой и долговой нагрузкой. Считается, как отношение стоимости компании и годовой прибыли до вычета налогов, процентов по кредитам и амортизации. Хороший показатель 10 и меньше.

Net/EBITDA — показывает способность компании выплатить свои долги. За данным показатель необходимо следить в динамике, как он изменяется. Комфортное значение меньше 3.

L/A — показывает какая часть имущества компании куплена за счет заемных средств. Считаем, как отношение между суммой всех обязательств компании (liabilities) и стоимости всех активов (assets). Показатель помогает понять, какую часть активов компания купила за свои деньги, а какую за заемные.

Dept/Equity — показывает, насколько долги компании больше или меньше ее собственного капитала. Если показатель меньше 1, значит собственных средств больше, чем долгов.

ROE — показывает, насколько эффективно компания управляет собственным капиталом. Считается как отношение чистой прибыли и размер собственного капитала. Чем больше показатель, тем лучше.

ROA — показывает насколько эффективно компания управляет своими активами. Считаем, как отношение чистой прибыли и стоимости активов.

ROI — показывает, сколько прибыли приносят инвестиции в бизнес. Считаем, как отношение чистой прибыли на размер инвестиций.

ROS — показывает, насколько эффективно компания превращает выручку в прибыль. Считаем, как отношение чистой прибыли и выручки.

DPR — коэффициент выплаты дивидендов. Показывает, какую часть прибыли компания пускает на выплату дивидендов акционерам. Считается, как отношение суммы выплаченных дивидендов и чистой прибыли компании. Чем выше этот показатель, тем большей частью прибыли компания делится с акционерами. С другой стороны, тем меньше денег остается на развитие. Для растущих компаний DPR не превышает 30%, для зрелых от 30% до 70%. Если показатель больше 100%, это значит, что компания выплатила больше дивидендов, чем заработала за год. Это может говорить о проблемах в компании — она пытается удержать акционеров всеми силами и вытаскивает деньги из активов.

SGR — рост выручки. Показывает, насколько быстро растет выручка компании. Считаем, разницу между выручкой за текущий и прошлый год и делим на выручку за прошлый год.

EPS Growth Rate — рост прибыли на акцию. Считается также, берем разницу между текущей и прошлой и делим на прибыль на акцию за прошлый период.

Beta — коэффициент волатильности акций. Простыми словами, показывает на сколько процентов изменится цена акции при росте или падении индекса на 1%.

Акции роста

Акции роста получили свое название в связи с тем, что такие акции растут более быстрыми темпами, по сравнению с другими бумагами из того же сектора. Рост таких акций обеспечивается, как правило, хорошей финансовой и операционной отчетностями из квартала в квартал, а также иногда даже дерзкой стратегией развития самого бизнеса. Это может быть освоение новых рынков (экспансия) или же расширение ассортимента выпускаемой продукции. Достигается рост благодаря тому, что большинство заработанных средств компанией тратится на развитие бизнеса, в отличии от акций стоимости, компании которых тратят заработанные средства на выплату дивидендов.

Основными показателями акций роста могут являться:

  • Хорошая операционная и финансовая отчетность из квартала в квартал;
  • Не выплачиваются дивиденды, либо выплачиваются ощутимо ниже средних показателей по сегменту;
  • Отсутствие или минимизация программы бай-бэков;
  • Наличие большого числа патентов и больших затрат на развитие бизнеса;
  • По значениям мультипликаторов акции могут быть переоценены;

Основная стратегия инвестора по данным акциям — это заработок на растущих котировках ценной бумаги на бирже.

Акции стоимости

Акции стоимости являются противоположностью акциям роста. Как правило, это акции компаний, которые уже укрепились на рынке и имеют хорошую финансовую стабильность. Изменения акций стоимости в основном больше подвержены внешним факторам, а не внутренним.

Основными показателями акций стоимости могут являться:

  • Стабильные дивиденды выше среднего уровня по отрасли;
  • Стабильные дивиденды выше среднего уровня по отрасли;
  • Стабильные финансовые показатели, позволяющие компании справиться даже с самыми сложными экономическими периодами;
  • Ценность компании в общей экономической системе страны, что может обеспечить поддержку государства;
  • Проведение бай-бэков.

Акции стоимости обеспечивают инвесторам стабильное получение дохода в виде дивидендов.